Держите скидку 10% на  1 и 2 курсы  

Может ли объектив заменить глаза

Автор теста:  Дмитрий Кораблев,
СПБФО, Санкт-Петербург

Ваши глаза можно сравнить с объективами фотоаппарата.

Но восприятие изображения человеком и фотоаппаратом имеет целый ряд отличий, знать которые необходимо не только фотографу, но и вам как модели.

 

Отличие первое.

У вас два глаза, каждый из которых воспринимает изображение с разных «точек зрения». Затем мозг складывает из них одну общую объемную картинку. Поэтому мы воспринимаем мир объемным, в трех измерениях. Почему у пьяного двоится в глазах? Картинки не стыкуются...

 

У фотоаппарата есть только один глаз – объектив, поэтому на фотографиях он формирует картинку в двух измерениях, то есть плоскостную. У снимка нет третьего измерения – глубины, или перспективы. Объемность изображения, перспектива получаются при помощи полутонов, свойств различных фактур и некоторых технических средств.

Не учитывая это, фотографируясь в березовой роще в пасмурную погоду, вы рискуете на снимке оказаться на фоне березового забора. По этой же причине на фотографиях мы выглядим килограммов на семь-десять тяжелее, чем на самом деле...

 

Отличие второе.

Человеческий глаз имеет свойство автоматически наводиться на резкость на том предмете, на котором мы остановили свой взгляд. Это называется аккомодацией. Такую же роль выполняют дворники на ветровом стекле автомобиля во время дождя для шофера — делают более резким изображение дороги со стоящим на ней автоинспектором.

 

У фотоаппарата это делается либо вручную, либо автоматически, но в любом случае возникает такое часто используемое в фотоискусстве и фототехнике понятие, как глубина резкости изображения. Эта характеристика показывает, между какими границами, определенными дальним и ближним расстоянием от фотоаппарата, изображение будет резким. А за пределами этих границ – расплывчатым.

 

Снимаясь на фоне памятника архитектуры, на снимке вы можете оказаться на фоне размытых цветных пятен, либо сами рискуете стать таким пятном на фоне исторического монумента.

 

Отличие третье.

Человеческий глаз воспринимает предметы, машины, животных, людей в движении. Фотоаппарат же движение останавливает. Еще Гете что–то там сказал насчет остановки мгновения. Чтобы снимок выглядел динамичным, фотографы используют различные средства, как технические, так и композиционные. Выражение вашего лица постоянно меняется за счет мимики и движения, то есть получается, что у вас в разные моменты времени имеется множество лиц. Объектив же способен выхватывать из этого многообразия только конкретные отдельные мгновения.

 

Если вас засняли во время спортивных соревнований бегущим, глядя на кадр, можно будет подумать, что вы работаете манекеном в витрине магазина по продаже спортивных товаров. Если вам «приспичит» моргнуть, а в этот момент вас сфотографируют, то полуприкрытые веки сделают на снимке вас последним алкашом, хотя, может быть, в жизни вы не пьете ничего крепче кефира.

— Знаете, почему на гербе именно двуглавый орел?

— Потому что, когда его фотографировали, он головой крутил.

 

В некотором смысле изображение на фотографии не подчиняется многим законам физики, например — земного тяготения. Подпрыгнув вверх, на фотографии вы будете висеть в воздухе очень долго, пока не выцветете. Ветер будет сдувать с вас шляпу бесконечно. И даже такие стихийные явления природы, как молния или короткое замыкание, на снимке будут происходить вечно!

 

Отличие четвертое.

Вы привыкли видеть себя в зеркале, то есть свое зеркальное, «обратное» отображение.

Фотография же дает ваше реальное изображение, и в некоторых случаях при явной асимметрии лица, мимики, наличии родимых пятен на лице и т. д., у вас может возникнуть подозрение, что на фотографии изображены не вы.

Смотрите на себя в зеркало через другое зеркало, если оно, конечно, не в комнате смеха – и проблем у вас больше не будет.

– Как ты догадался, что папа получил зарплату?

– А он зеркало в ванной бреет!

 

Отличие пятое.

Глаз и фотоаппарат воспринимают фигуру человека по-разному.

Хотя ваш взгляд двигается по изображению хаотически, максимум внимания приходится на смысловые центры. Такими центрами являются изображения человека или животного, даже если картина представляет собой пейзаж или на ней изображены любые предметы, в том числе и техника. Однако и здесь существуют некоторые приоритеты. Лица людей или морды зверей при восприятии значат больше, чем вторичные половые признаки, затем идут, по мере значимости, фигура, интерьер.

 

Также смысловым центром изображения является любой ярко выраженный жест, отражающий эмоциональное состояние конкретной модели.

При портретной съемке любая эмоция, ярко выраженная на лице — смех, крик, плач, гримаса — также мгновенно становится центром композиции, независимо от положения тела.

Привлекательные женщины прритягивают внимание.

Рассматривая портрет, зритель акцентирует свое внимание главным образом на композиционных центрах: глаза, рот, нос человека или животного.

 

Мужчины обычно воспринимают женские ноги, лицо, вторичные половые признаки, отдельно от всего остального. При этом их значимость, в зависимости от характера, может превосходить лицо модели.  Эти части тела как бы заполняют всю плоскость кадра, несмотря на то, что реально занимают не такую уж и большую площадь, и являются смысловыми центрами изображения.

 

Женщины основное внимание обращают на лицо мужчины, его глаза, только затем — на фигуру.

Движение человека на фотографии, его мимика, обаяние или его отсутствие, личные симпатии или антипатии зрителя создают подчас настолько различные образы одного и того же человека на фотографии и в голове зрителя после осмысления восприятия изображения, что можно сказать — это совсем разные люди.

 

Поэтому имейте в виду, что то, как воспринимает вас фотограф, может разительно отличаться от того, что получится на снимке. Если фотограф неопытный, то правильно сняться – и ваша задача как модели, причем непростая.

 

Отличие шестое.

Человеческий глаз автоматически настраивается на освещенность предмета. Это называется адаптацией. Вспомните, когда вы переходите из светлого помещения в темное, сначала вы ничего не видите, но потом ваши глаза привыкают, и вы начинаете искать в темноте черную кошку, которой там, может быть, и нет.

При этом от того, что при ярком и сумрачном освещении у человека работают две различные зрительные системы, в полутьме он перестает распознавать цвета. Как говорится, «в темноте все кошки серы».

 

У фотоаппарата настройка на освещенность производится либо вручную, либо автоматически при помощи диафрагмы. Это тоже нужно учитывать, иначе, снимаясь, например, на солнечном морском берегу, вы рискуете на снимке оказаться темным неразборчивым пятном на фоне безбрежных морских далей, или наоборот. Этот же эффект получится, если вы находитесь между фотоаппаратом и окном или солнцем.

 

Отличие седьмое.

Человек воспринимает окружающий мир, и в том числе людей, панорамно вместе с пейзажем, интерьером или другим фоном. На снимке же можно запечатлеть модель только на фоне небольшой части панорамы, которая ограничена рамками кадра. Этот эффект часто демонстрируют по телевизору, когда, начиная программу новостей, сначала показывают панораму студии, а потом камера «наезжает» на диктора, «загоняя» его одного в телевизионный «ящик». Часто замысел фотографа и модели, если не учитываются рамки кадра, терпит крах. Например, снимаясь на вечеринке среди веселящихся друзей, вы рискуете оказаться на фоне оборванных занавесок и опустошенного стола, а великолепные ковры и антикварная мебель вашей квартиры в кадр не попадут.

 

Для достижения желаемого эффекта во время съемки надо представлять себе величину поля зрения человека, и если фотообъектив максимально ему соответствует, то он будет наиболее реальным и передающим фотографируемые объекты без искажений. В горизонтальной плоскости эффективный угол зрения у человека – 60 градусов, общий — 120 градусов; в вертикальной плоскости относительно линии горизонта — 10 градусов вверх и 27 градусов вниз. Это примерно соответствует фокусному расстоянию объектива, равному 50 мм, при съемке на столь популярную 35–миллиметровую фотопленку.

 

Отличие восьмое.

При восприятии какого-либо человека, пейзажа в обычной обстановке вы используете, кроме зрения, также слух, обоняние, осязание, вкус, и, может быть, одно из многочисленных «шестых» чувств.

 

Фотоаппарат не в состоянии донести до зрителя, что тоже является причиной того, что из кадра уходит то очарование, которое присутствовало при съемке. Снимаясь в цветочной оранжерее после майской грозы, когда воздух чист и прозрачен, цветы благоухают так, что голова идет кругом, и фотограф – ваш близкий друг, в котором вы души не чаете, с которым вам хорошо, легко и просто… Однако нужно учитывать, что на снимке всего этого не будет.

 

Отличие девятое.

Фотопленка, особенно цветная, гораздо более четко регистрирует изображение, чем человеческий глаз. Например, мы не замечаем слегка покрасневший на ветру нос, а на фотографии он может выглядеть, как у последнего алкоголика. Мы не замечаем голубых вен, которые слегка просвечивают сквозь кожу. На фотографии же они будут видны настолько четко, что по ним можно изучать кровеносную систему, особенно у моделей в возрасте. То же самое касается жировых отложений на теле. Или, например, мы можем не заметить на бумаге надпись, сделанную желтым фломастером. На снимке она прочтется очень легко. Посидите на скамейке, не замечая, что она свежеокрашенна, и ваша спина, словно фотопленка, так же четко зарегистрирует ее изображение.

 

У человеческого глаза есть еще одна особенность. Благодаря тому, что в него «встроен» природный анализатор, который постоянно сравнивает изображение с нейтральным серым цветом, глаз всегда делает поправку на освещение и практически всегда адекватно воспринимает цвета, будь то солнечный или пасмурный день, электрическое освещение или свечи... Кстати, снимки лучше всего демонстрировать именно на нейтральном светло-сером фоне, тогда они будут наиболее выразительны в связи с особенностью зрения, о котором рассказывалось выше. Но если человек и воспринимает адекватно цвета при любой освещенности, что нельзя сказать об их яркости. В ясный солнечный день он, как наиболее яркие, воспринимает красный, желтый, оранжевый цвета. В сумерках же на первое место по яркости выходят синий и зеленый цвета.

Фотопленка же изначально рассчитана только на какой-то определенный вид освещения, выражаемой так называемой цветовой температурой, и воспринимает все цвета примерно одинаково, независимо от времени суток и освещенности.

 

Отличие десятое.

Так называемый «подглядывающий эффект». Он заключается в том, что зритель может досконально рассматривать изображенную не фотографии модель, находящуюся в любой, даже самой «щекотливой» позе. И при этом он не рискует ни чем. Тогда как в жизни вступают в действия моральные принципы и социальные правила, которые довлеют над зрителем, рискующим «нарваться» на неприятности.

 

Например, девушку, у которой порыв ветра задрал подол юбки, на фотографии можно разглядывать сколько угодно. Если это происходит в реальной жизни, то спокойно можно получить пощечину.

 

Отличие одиннадцатое.

Снимки памятных нам событий и просто рабочих моментов, призваны будить на протяжении многих лет нашу память.

 

© Дмитрий Кораблев