На время НГ каникул мы сделаем перерыв в занятиях

Интрвью журналу "Уфа Собака"

Где проходит тонкая грань между фотоискусством и индустрией?

 

Я, как человек, имеющий непосредственное отношение  к индустрии  -  ведь мы занимаемся обучению азам фотографии как ремесла -  могу сказать, что в нашем городе фотография представлена большей частью именно как промышленное производство.  Я много общаюсь с выпускниками, перед моими глазами проходит масса хорошо с сугубо технической точки зрения сделанных работ. Но эти работы  вызывают стандартную реакцию: «где-то я это уже видел». Это происходит  из-за их однотипности, это чаще всего обычные  штампы. Фотоискусство начинается там, где ремесло сопрягается с жизненным опытом, сталкивается с индивидуальной системой мировосприятия. Так называемая креативность – замечательное качество, более свойственное молодым, нередко  рождает нестандартные визуальные решения, однако реализация  этой  творческой способности во многом зависит от стадии развития личности  - то есть, именно наличие жизненного опыта  наполняет  работы разнообразием,  глубиной, философским смыслом,  делает  их действительно привлекательными  для зрителя.

Фотографов в Уфе очень много. Работы на всех хватает? 

 

Да, действительно сегодня наш город богат фотографами и, полагаю, мы с коллегами не в малой степени приложили к этому руку. Конечно, исключительно фотографией заработать себе на достойную жизнь сложно. Причин две - с одной стороны, уровень фотографов не так высок, как в столицах,  а с другой   -  нет и адекватного спроса на этот уровень.  В результате  фотографы, которым действительно есть что сказать, уходят   в свадебную фотографию (где сейчас реально можно зарабатывать), требования к которой у клиентов типичные. Постепенно становится модным  устраивать по различным поводам  подарочные фотосессии и постановочные фотосеты,  но и здесь профессионалу развернуться особо негде – спрос на такие услуги только формируется. Молодым ребятам, которые решают связать свою жизнь с фотографией, приходится потуже затягивать пояс, особенно первое время. Но все равно радует, что фотография стала сегодня полноценным товаром, на который  неуклонно растет спрос, тем товаром, за который люди нашего города готовы платить деньги. 

При этом искусству фотографии учат только в крупных столичных университетах на факультетах журналистики  и  рекламного фото и во ВГИКе.

В этом нет никакой проблемы.  Я сам пришел в фотографию из технической области, по образованию я инженер. То же самое могу сказать о многих фотографах нашего города, в том числе о наших преподавателях.  И вообще примеров людей, которые пришли к творчеству из совершенно далеких  сфер, множество -  композитор Клод  Дебюсси – в прошлом бухгалтер,  великий художник Поль Гоген  много лет пробыл  биржевым  брокером,  да вот, возьмите хотя бы,  мою любимую группу «Queen»:  дизайнер, астрофизик, инженер, дантист, 

А возможность обучиться здесь, на месте и никуда не ездить у уфимцев есть теперь, в частности, благодаря нашей Академии.

 

А вы почему выбрали эту область?

 

Это увлечение родом из детства: мама подарила мне простенькую камеру «Смена-8M», чтобы не бегал по двору с хулиганами. А всерьез магистральной ветвью моего развития фотография стала около восьми лет назад. До того  я искал себя, занимаясь учебой, разного рода бизнесом,  торговлей…а одно время даже наукой.

Как бы вы сами определили ваш подход  к обучению студентов  в Академии Фотомастерства?

В приоритете – свести «штамповку» выпускников к минимуму. У нас вы никогда не увидите  двух совершенно одинаковых курсов. Мы – коллектив преподавателей  –  это живой организм, своего рода  –  оркестр,  где есть место импровизации. По мере прохождения нескольких циклов обучения и выпуска нескольких групп студентов,  в курс вносятся определенные  коррективы. Нам самим так интереснее – мы постоянно расширяем наши границы и освещаем новые аспекты фотографии. К осени мы готовим программу для детей возраста 10 – 13 лет. Это моя давняя мечта: суметь просто рассказать о сложном, увлечь ребенка, удержать его неустойчивое внимание, развить  вкус к самостоятельному творчеству.  Согласитесь, ребенку лучше заниматься фотографией на свежем воздухе, чем сидеть безвылазно в интернете.

 

У вас есть любимый жанр фото?

 

Возможно, буду банален, но привлекает меня психологический портрет и тревел-фотография, отчасти трэш.

Сами путешествуете с фотоаппаратом?

Не стану притворяться заядлым путешественником, почти все свое время я отдавал работе, упущенное начинаю наверстывать только сейчас.  Недавно привез из Стамбула и городов Испании  своеобразный фоторассказ о жителях этих стран – очень привлекли типажи. Планирую еще несколько поездок за границу в этом  и следующем году. Тревел-фото это вообще очень востребованное и удивительно интересное направление. И меня радует, что современная тенденция грамотно и со вкусом создавать свою историю путешествия в фотографиях вытесняет  набившие оскомину дежурные снимки  - жена в темных очках на фоне Сфинкса, теща в панамке у бассейна, испуганные дети на горбу  верблюда. Люди начинают понимать, что Лувр,  Колизей или Собор  Святого Семейства достойны большего, чем стать задним планом одной из сотен заурядных  семейных фотографий.

Почему у вас до сих пор не было ни одной персональной выставки? 

 Я думаю, время еще не пришло. Хочу набрать достаточно материала, чтобы можно было его систематизировать. Если выбрать жанр  психологического портрета, то  хочется выставить рядом портреты жителей  разных стран, разные типажи, разные настроения.  Так что все впереди.

Что у вас есть в жизни кроме работы?

Работа, конечно, на первом месте - и по количеству времени, которое на нее уходит, и по затратам душевных и физических сил,  но она стоит того, ведь мы делаем нечто по-настоящему новое, создаем оригинальный продукт, а не копируем существующие  программы  и курсы. Мы отталкиваемся от нашего личного  опыта. В свободное время я стараюсь уделять внимание моей дочери Симоне и родителям. 

 

А еще важно знать, что

 

В планах Владимира Подкользина и Академии Фотомастерства  провести вторую масштабную выставку работ выпускников, чисто которых  уже около шестиста. Первая выставка состоялась в 2010 году,  в существовавшем тогда еще торговом центре «Европа».  Она вызвала определенный резонанс у фотолюбителей и привлекла к себе широкое внимание аудитории. Новый проект обещает быть еще более живым, сложным  и интересным. Эта выставка станет заметным событием в культурной жизни нашего города.