Держите скидку 10% на  1 и 2 курсы  

Автор теста и фотографий:  Владимир Подкользин

Какова истинная роль ISO в составе экспозиции не все начинающие фотографы до конца понимают. И часто ошибочно управляют этим параметром, или не управляют вовсе.

Чем меньше света попадает на сенсор, тем меньше электрический сигнал, выдаваемый матрицей. Слабого сигнала будет недостаточно, чтобы корректно преобразовать его в изображение, поэтому ISO может усилить этот сигнал с помощью электроники. Помните, как мы усиливаем звук, крутя ручки громкости?

 

По сути, ISO это усилитель электрического сигнала сенсора. И в ручном режиме ISO, мы имеем просто «ручку громкости», которой управляем по принципу «больше–меньше». Но есть еще таинственный и непонятный режим ISO AUTO, в котором ISO ведет себя так, как ей заблагорассудится. Если мы не хотим быть просто сторонними наблюдателями этого явления, то давайте разберемся, чего же можно ожидать от поведения ISO в режиме ISO AUTO?

Поведенческая функция ISO, это обеспечение сочетания выдержки и диафрагмы (в дальнейшем экспопары) таким образом, чтобы снимок получился стандартной яркости, т.е. с преобладанием, так называемых, средне серых тонов.

 

Вы можете, практически, как угодно «крутить» экспопару, ISO будет всякий раз стараться обеспечить снимку стандартную яркость. Чаще всего делать она это будет не бескорыстно, а за счет усиления сигнала и сопутствующего ему снижения динамического диапазона. Кроме того, самое неприятное состоит в том, что при высоком значении ISO на фотографии появляются неприятные артефакты, именуемые цифровым шумом.

 

И если вы не хотите, чтобы ваши фотографии были «разбиты» цифровым шумом, управляйте выдержкой и диафрагмой исходя из принципа разумной необходимости тех или иных значений для достижения конкретной цели снимка.

Пример:

При съемке в солнечный день усиления сигнала сенсора не требуется, соответственно ISO, примет минимальное значение. Однако, вы можете необоснованно укоротить выдержку до 1/4000 и в добавок закрыть диафрагму до F22, тогда ISO будет вынуждено уравновесить это «дикое сочетание» высоким значением, естественно, с добавлением шума.

Чтобы приведенный пример (он, конечно, искусственный) не стал вашей реальностью, сначала контролируйте экспопару, а затем ISO.

 

Кстати, хорошая новость заключается в том, что без необходимости ISO в режиме AUTO не будет увеличиваться, напротив, как только появиться возможность, ISO сразу уменьшится до минимума (этот минимум устанавливается в настройках камеры).

Пример:

Вы фотографируете движущийся объект, например, спортсмена. При этом вы хотите получить четкую фигуру спортсмена на нерезком фоне публики или других игроков. Для этого вам нужно установить открытую диафрагму F2,8 или F4 и короткую, так называемую «спортивную выдержку» 1/1250–1/1625 а то и все 1/2000.

Как это сделать практически, я подробно описал в своем уроке «Как управлять выдержкой в режиме A» Вы можете придерживаться рекомендаций этого урока, либо установить нужную вам экспопару в режиме «М».

 

В конкретном освещении, такое сочетание эспопараметров, скорее всего, не обеспечит стандартную яркость снимка. И вот здесь на сцену выходит AUTO ISO. Именно чувствительность обеспечит своим автоматическим увеличением «рабочий» результат экспопары, т.е. стандартную яркость. Однако, не забывайте, что поведение ISO в режиме AUTO будет определяться теми настройками, которые вы установили сами, а именно верхним и нижним пределами чувствительности. Об этой настройке я подробно рассказывал в своем уроке «Настройка ISO в камерах Nikon».

Итак, подведем итоги: помните, именно выдержка и диафрагма «рисуют» вашу картинку, ISO лишь отвечает за ее яркость. Всякий раз, при фотографировании, контролируйте ISO так, чтобы оно принимало максимально низкое значение, обеспечивающее при данной экспопаре стандартную яркость снимка.

Пример:

Фотосъемка вечернего пейзажа потребует от вас закрытия диафрагмы до F16 для получения максимальной ГРИП. К этой диафрагме автоматика предложит вам выдержку, допустим, 1/30. AUTO ISO поддержит данную экспопару своим значение ISO 1600. Если у вас нет штатива, то вам придется фотографировать при данной экспозиции «с рук» и смириться с достаточно высоким ISO.

Но если есть штатив, то можно уменьшить ISO за счет удлинения выдержки. Для этого нужно отключить ISO от режима AUTO и установить его на 100, выдержка, при этом установится на 1/2 секунды.

 

В данном примере мы пошли наперекор AUTO ISO, которое, как видим, предназначено для съемки «с рук» в режимах приоритета диафрагмы или выдержки, без каких-либо приспособлений.

 

Вдумчивый подход к управлению параметрами экспотройки позволит вам получать прекрасные, четкие снимки практически, в любых ситуациях, в рамках технических возможностей вашей техники.

© Владимир Подкользин