Держите скидку 10% на  1 и 2 курсы  

Решение проблем нерезкости портретного объектива

Автор теста и фотографий:  Владимир Подкользин

Каждый начинающий фотограф рано или поздно покупает приличный портретник, например, AF-S Nikkor 85mm 1:1.4 или аналогичную версию 1:1.8, AF-S Nikkor 105mm 1:1.4. Казалось бы, вот оно счастье! Уж теперь то я смогу делать прекрасные портреты. Ан нет!

Очень часто резкость «уходит» с ближнего глаза на дальний, а то и вообще глаза получаются не резкими. Я решил разобраться с этим вопросом и по результатам своих «исследований» написал пошаговую для вас инструкцию: что и как нужно сделать, чтобы диагностировать проблему и избежать подобных ошибок в фото практике.

Бэк фокус — это неточность фокусировки объектива, проявляющаяся в виде ухода зоны резкости назад от точки фокусировки.

Фронт фокус – это неточность фокусировки объектива, проявляющаяся в уходе зоны резкости вперед от точки фокусировки.

Для проверки объектива вам понадобится штатив, фокусировочная мишень (скачать здесь) и, собственно, сам фотоаппарат и объектив. Желателен спусковой тросик, если его нет, я покажу как провести тест без него.

1.1. Установите всю конструкцию, как показано на иллюстрации.

1.2. Тестовая мишень должна располагаться строго в горизонтальной плоскости (лежать на столе плоско), ни иметь сгибов или замятий.
1.3. Нацельте вашу камеру на таблицу под углом 45 градусов.
1.4. Когда вы снимаете свои тестовые фотографии, вы должны располагаться достаточно близко, так чтобы тестовая таблица заполняла все поле зрения.
1.4. Убедитесь, что вы не расположились настолько близко, что автофокус не может сфокусироваться из-за того что вы не находитесь в пределах фокусных расстояний вашего объектива.

1.5. Включите режим зон фокусировки однозонный/одноточечный (AF-S для Nikon).

1.6. Если у вас есть дополнительное освещение, включите его, чтобы подсветить тестовую таблицу. Таблица должна быть более-менее освещена спереди.
1.7. Установите стандартную экспозицию в режиме М. Если нет спускового тросика, включите режим задержки спуска на 3 секунды.

1.8.  AUTO ISO отключите, установите ISO на 100.
1.9. Диафрагму установите самую открытую.
1.10. Выдержкой достигайте стандартной яркость снимка.

1.11. Сфокусируйтесь центральной точкой фокусировки точно на черной полоске мишени, сделайте пробный снимок.
1.12. Убедитесь, что тестовая таблица получается яркая и белая. Скорректируйте баланс белого и выдержку, чтобы это было так.
1.13. Сделайте рабочий снимок.
1.14. Увеличьте снимок на экране дисплея и рассмотрите область фокусировки.

1.15. Если выявили бэк или фронт фокус, то объектив нужно отюстировать с помощью встроенной функции «Тонкая настройка АФ» (терминология Nikon). Чтобы самостоятельно провести юстировку, воспользуйтесь руководством к вашей камере. Функция юстировки фокуса присутствует не во всех камерах.

Мы с вами убедились в наличии или отсутствие проблем с бэк или фронт фокусом. Мы должны были сделать это! Однако, даже если проблемы нет, то это не значит, что ваши портретные снимки будут резкими там, где вы этого желаете. Двигаемся дальше.

Используйте предыдущую конструкцию и настройки, вплоть до пункта 1.12. включительно. Затем сфокусируйтесь на середине фокусировочной линии.

2.1. Установите F max для своего объектива и сделайте 3 снимка, меняя диафрагму, как показано на иллюстрации ниже.

Приведенные иллюстрации наглядно показывают работу объектива на открытых диафрагмах. Самое плохое качество (по резкости) получилось на F2. Однако, даже незначительное прикрытие диафрагмы на 1/3 стопа (F2.2) заметно улучшило резкость, а уменьшение на стоп вообще дало кристальную четкость точки изображения фокусировки.

Выводы:

1. Не снимайте на самых открытых диафрагмах вашего портретника. Прикрывайте диафрагму от 2/3 до 1 стопа. Не волнуйтесь, вы ничего не потеряете в эффекте боке.

2. Протестируйте самостоятельно ваш объектив на бэк и фронт фокус. Знание ошибки ( в случае, если она есть) поможет вам не потерять резкость. Ведь есть и не системные методы решения проблемы.

3. Используйте режим LV. О этом подробно в моей статье.

© Владимир Подкользин, Иллюстрации автора