10 Правил создания хорошей фотоистории в путешествии

Автор: Владимир Подкользин.
Все фотографии из личного архива, кроме тех, что подписаны "фото из сети"

Мы все, время от времени, отправляемся в какое –либо путешествие и обязательно берем с собой фотоаппарат. Но, боже мой, как часто фотографии, которые мы привезли из поездок далеко не соответствуют тому, что видели наши глаза. И это обидно до слез, вы увидели так много интересного, а ваш пухлый фотоальбом никто, кроме родственников не хочет смотреть! Я дам вам в этой рубрике конкретные методики, которые позволят в разы улучшить ваши фотографии уже в ближайшей поездке.

 

Прежде всего, давайте четко разделим подход фотосюжетам в путешествии на:

  1. Фотографии с нами в главной роли
  2. Фотографии окружающей нас реальности

Оба этих подхода, сами по себе, и даже реализованные совместно, не являются залогом успешной истории вашего путешествия. К примеру, посмотрите на свои фотографии – сколько там ВАС? А теперь задайте себе вопрос: зачем вы на этих фотографиях? Чтобы доказать всем, что вы там БЫЛИ? А может не надо доказывать, а надо РАССКАЗЫВАТЬ?

Вот о том, как с помощью фотографий можно рассказать историю мы и будем говорить в этой рубрике.

Составление истории в фотографиях сродни приготовлению, скажем, борща, в котором, как известно много ингредиентов, включая свиной хрящик.

Рассмотрим 10 конкретных правил трэвел фотографии (ингредиентов нашего фотографического борща), соблюдение которых, гарантированно поможем вам создать хорошую историю.

Правило №1: Фотографируй пространство вокруг себя: природу, городскую и сельскую среду. Не упирайся в стены, старайся передать реальное пространство окружающей сцены.

Правило№2: Фотографируй очарование быта

Как только появится у тебя возможность, фотографируй бытовые сцены, интерьеры жилищ, холлы гостиниц. Очевидно, что, в путешествии тебе вряд ли придется заходить к кому–то в гости и, тем более, фотографировать в жилищах. Поэтому не упускай возможность поснимать в кафе, ресторане, предварительно договорившись с администрацией. Если ты что–то заказал, тебе никогда не откажут в возможности немного поснимать. Очень информативные снимки получаются в кафе, расположенных на окраинах городов, вдали от туристических троп.

По «бытовым» фотографиям можно составить представление о том, как живут и о чем думают люди в стране твоего путешествия. Фотографируйте балконы, окна, подъезды, все места, куда сможете залезть. Все это так непохоже на то, что нас окружает в обыденной жизни. Любому зрителю это будет интересно!

Правило№3: Фотографируй детали всего

Ключ к созданию хорошей истории путешествия – богатство ярких  больших и малых деталей, передающих местный колорит.

Вспомните, как мы просим хорошего рассказчика дать нам побольше подробностей повествования. Нам интересны детали, подробности, нюансы тех мест, где мы не были. История без деталей скучна и однообразна.

 

Но если в наших снимках появляется что-то, что заставляет почувствовать, будто ты уже там, в тот самый момент вместе с самим фотографом: маленькая деталь, переносящая тебя прямо в это место — именно тогда тревел-фотография превращается в историю.

Правило№4: МОРСКИЕ ФОТОГРАФИИ - ФОТОГРАФИРУЙ ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С МОРЕМ

 

Вода, и все, что с ней связано, всегда привлекает человека. А тем более, человека живущего вдали от обширных водных пространств. Например, если вы путешествуете по приморском городам и населенным пунктам, то не можете не рассказать в своей истории о морской глади, причудливом прибрежном пейзаже, о портах и пристанях, о рыбацких лодках, моряках и рыбе.

Если хотите показать широту водных просторов, и боитесь, что ваша история будет не полной, то переводите объектив в широкий угол. Он даст резкое широкое пространство. Однако, этим дело не ограничивается: можете использовать все доступные вам фокусные расстояния. Главное помнить, как работает объектив, как организовать ГРИП (см. примеры моих фотографий, прикрепленные к посту). Ну, и естественно, поразмыслите, что именно и как хотите запечатлеть с помощью того или иного фокусного расстояния. Идеально, для съемки водных пространств, подходит легкий штатив, который позволит спокойно сосредоточиться на композиции снимка. Телеобъектив, если он у вас есть, не оставляйте дома, он даст значительную степень свободы при съемке.

Когда снимаете, всегда обращайте внимание на игру света. Не упускайте из виду, что морской пейзаж полон удивительных деталей, не сосредотачивайтесь только на общих планах. Помните Правило №3?
В качестве сюжетов своих фотографий подойдут изгибы береговых линий и близлежащий пейзаж, мелкомасштабные и крупно плановые объекты портовой инфраструктуры, всевозможные крупные и мелкие морские суда, рыбаки, прибрежные здания и сооружения, пляжи, купающиеся и загорающие люди, спасатели и т.п.

Хочу предостеречь: особое внимание уделяйте сохранности оптике. Если не хотите выкинуть ваши линзы раньше времени, то тщательно удаляйте попадающие туда капельки соленой воды, не давайте воде превратиться в кристаллики соли. Их уже убрать будет значительно сложнее.
Важную роль при съемке морских пейзажей играет высота точки съемки. Чем ниже мы опустим фотоаппарат, приближая его к уровню воды, тем меньшую площадь будет занимать на снимке водная поверхность. По мере увеличения высоты точки съемки поверхность воды будет занимать в кадре все большую площадь, а ее объемность на снимке будет уменьшаться. Это явление становится особенно заметным при использовании длиннофокусных объективов.
 
Я не привожу здесь техническую часть, т.к. подробно рассматриваю ее на своих занятиях со студентами.

Правило №5 ФОТОГРАФИРУЙ РЕЛИГИЮ


Религия и культура связаны тесно и неразрывно, и изменение верований сказывается на развитии культуры самым непосредственным образом. А как рассказать историю путешествия, не раскрыв тему культуры того места, где вы были? Причем, в контексте своих статей я имею ввиду, что раскрытие культуры фотографу лучше показать не только через бытовые слои, но и через религию.

Фото сделаны в Испании.

По Википедии до появления современных небоскрёбов культовые и религиозные постройки обычно были самыми крупными и выдающимися из всех строений. Несмотря на то, что стиль сакральной архитектуры менялся со временем, выражая общие тенденции в архитектуре, тем не менее, он был и остаётся неповторимым и отличается от стиля постройки других сооружений.  Однако, не следует увлекаться только архитектурными формами культовых сооружений, нужно показывать религию, без отрыва от повседневной светской жизни повседневной жизни.

Фото сделаны в Праге, Чехия

Фото сделаны в Стамбуле.

Религиозная архитектура часто формирует неповторимый и узнаваемый облик города, а то и страны в целом. Старайтесь изобразить эти объекты именно со своей точки зрения, в прямом и переносном смыслах.

Правило №6 ФОТОГРАФИРУЙ ПОРТРЕТЫ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

 

Что такое портрет? Это тот жанр фотографии, в котором мечтает добиться успеха любой начинающий и продолжающий фотограф.

А что лучше всего расскажет о стране? Конечно лицо местного жителя, лицо ребенка, женщины, старика и т.п.

Так, давайте же побольше привозить портретов местных жителей из путешествия. Разделим портреты местных жителей на 3 категории: постановочные, жанровые и в стиле

папарацци.

 

Рассмотрим приемы фотографирования в этих категориях.

 

1. Постановочные портреты делаются с согласия сторон. Однако, понятие "постановочный портрет" пусть вас не смущает. Никакой постановки, по сути нет. Вы просто фотографирует человека в его естественном состоянии. Максимум, что вы сможете "поставить" это положение корпуса, подъем головы, положения рук. Но, скорее всего, вам это не понадобится. Самое главное, чтобы портретируемый не прятался от вас, смотрел в камеру, держался естественно. Как договориться о такой съемке? Прежде всего, сами будьте искренни и непосредственны, спросите разрешения на съемку на языке страны (это можно записать на телефон и прочитать по экрану, либо выучить наизусть). Попытайтесь объяснить почему вы хотите сделать потрет: вы фотограф-любитель из России, путешествуете по такой-то стране, любите эту страну, фотографируете только для себя и т.п. Запаситесь простой визиткой с именем и фамилией на латинице, емейлом и аккаунтом в Фейсбук, на визитке напишите слоган: Я люблю Испанию, Турцию и т.п. в зависимости  от страны. Пообещайте прислать фото, если вам дадут емейл адрес (и пришлите). Иногда нужно дать монетку или конфетку или пачку сигарет. Вам будут отказывать, но не 100% а 50%, т.е. каждый второй согласится на фотосъемку - молодым людям нужны хорошие фото в соцсети, пожилым просто может быть интересно. Не забудьте поблагодарить человека после съемки на его языке.

2. Жанровые портреты, это портреты людей в действии. В теплых странах жизнь людей вынесена на улицу. Люди не сидят дома, в тесных квартирах только ночуют. Если вы двигаетесь не по туристическим районам, а именно там и нужно находиться тревел фотографу большее время, то перед вашими глазами разворачиваются большие возможности для жанровой съемки. Не надо ни с кем договариваться о совершении съемки. Человек, делающий работу на улице, априори публичен, и его протест против съемки будет выглядеть просто смешным. Да, обычно, такие люди и не обращают внимание на фотографов. Примелькайтесь в данном месте –потопчитесь, побродите, покрутите головой, пусть к вам привыкнут, установите контакт, задайте пару вопросов, тогда люди не будут возражать против съемки. Единственная деталь, жанровая съемка не требует разрешения лишь в публичных туристических местах. Если вы снимаете в не туристических районах проживания местных жителей, то будьте готовы к запрету на съемку, т.к. зачастую то, что вы увидите, не предназначено для посторонних глаз. Пример: фотографируя в социально сложном районе Тарла-Баши в Стамбуле я видел, как женщина разделывает окорочка кур прямо на асфальте. Я даже не рискнул это сфотографировать (о чем сожалею до сих пор).

3. Портреты в стиле папарацци - самое простое, что вы можете сделать. Нужно лишь обладать длиннофокусной оптикой. Никаких разрешений, никаких контактов, сиди себе в "засаде" и фотографируй интересные сцены.  Телевик позволяет дистанцироваться от происходящего и получить замечательные естественные снимки. Вот несколько техник съемки телевиком. Найдите стационарное место, удобное для съемки, и скрывающее вас хотя бы частично: дерево, колонна, угол стены и т.п. Примите положение сидя, лежа (но не стоя), настройте технику. Ждите, когда что-то начнет происходить и снимайте.

Правило №7 ДЕЛАЙ ГРУППОВЫЕ СНИМКИ ЛЮДЕЙ

По моему мнению, снимок группы каких либо людей наиболее интересен с точки зрения повествования о путешествии. Снять группу технически и творчески сложнее, чем одного-двух человек. Ведь надо вписать людей в композицию и сделать это правильно.

 

Если наметили подходящий объект для группового снимка, но скрытно фотографировать  не представляется возможным, т.к. ваше присутствие обнаружено - советую фотографировать открыто, установив контакт и получив согласие на фотосъемку. В этом случае люди будут благосклонны, а вы получите небольшой запас времени для выстраивания снимка. При этом избегайте перекрытия фигур друг другом. В центре лучше размещать самого высокого человека. На это стоит обращать внимание, даже если участники съемки практически одного роста. Этот подход лучше оправдывает себя, когда люди выстраиваются в одну линию. Измените точку съемки относительно уровня вашего роста. Интересные результаты могут дать смещение точки съемки ниже или выше вашего роста. Применяйте фокусное расстояние 35-50мм.

 

Во всех странах люди любят фотографироваться группой, играйте на этом. Но, поверьте, вам представится множество возможностей фотографировать людей скрытно, без их на то согласия. В этом случае, остается мало времени на раздумья, здесь, в первую очередь, важны навыки фотографирования: техника съемки, сюжет, компоновка кадра - все должно происходить  «на автомате». Я имею ввиду не режим AUTO а ваш внутренний фотографический автомат.

Правило №8 ФОТОГРАФИРУЙ ЖИВОТНЫХ

 

Понятно, что имеются ввиду животные домашние. Вид домашнего животного всегда вызывает у зрителя теплые чувства, так уж мы устроены. В каждой стране или местности домашние животные выглядят как-то особенно, не похоже на то, что мы привыкли видеть рядом с домом: то кошка, плоская как велосипед, то странно ухмыляющуюся собаку, то не приведи господи, слона или мартышку. Все это для путешественника объекты съемки. Советов здесь совсем немного. Пожалуй, главный - на забывайте. что ноги у вас пока еще сгибаются в коленях. Снижайте точку съемки до уровня животного, не снимайте с высоты своего роста. Постарайтесь выразить свое отношение к животному. Фотографирование домашних животных, с точки зрения техники фотографии, не представляет из себя никаких проблем. Просто не проходите мимо.

Правило №9 СТАНЬ НЕВИДИМКОЙ

 

Стать невидимкой это значит, не обращать на себя внимание окружающих тебя людей. А если на тебя никто не обращает внимание, как на фотографа, то значит, вы сможете «подловить» разные ситуации: неловкие, смешные, не смешные, порой и трагические, в общем, все те ситуации, которые не очень-то предназначены для постороннего внимания. Но именно такие фотографии станут самыми «смотрибельными» и яркими пунктами вашего повествования.

Как стать невидимкой? Вот несколько советов для человека, обвешанного тяжелым фото оборудованием:

  1. Найдите локацию съемки. Перестаньте шарахаться по улице/площади с фотоаппаратом наперевес - замрите в удобном месте.
  2. Станьте ниже уровня глаз толпы. Найдите на что присесть и ведите съемку из этой позиции. Если не на что присесть, присядьте на одно колено. Так исчезнете из поля зрения людей.
  3. Найдите стационарное место, где есть за что спрятаться: дерево, стена,  предмет, человек (им может быть ваш спутник), столб, колонна и т.п. Ведите съемку из «засады»
  4. Сделайте вид, что снимаете нечто другое, находящееся позади интересующего вас объекта.
  5. Сделайте вид, что рассматриваете что-то в своей камере (подходит для режима съемки LV с поворотным дисплеем.
  6. Если вы используете штатив, поставьте его открыто, установите камеру.., и снимайте. Сделайте вид, что вас интересует только архитектура. Всем будет видно, что человек за работой, и его вряд ли интересуют люди. И окружающие забудут о вас через 5 минут.

Вышеперечисленное предполагает наличие у вас теле объектива. Однако не стоит думать, что обладание такой, достаточно дорогой техникой, автоматически гарантирует вам хорошие кадры. Напротив, ваши снимки будут забиты спинами , затылками, сумками и пр. Если на затылки. то в основном профили, т.к. люди в ключевые моменты повернуты к тем, кто внутри событий, а не подглядывает издалека.

Применяя тактику съемки «невидимка» вы сможете сделать несколько хороших кадров из каждой поездки, однако, эту тактику нельзя применять повсеместно, это лишь один из способов создать хорошую историю в фотографии.

 

Техническая сторона: прежде чем начать охоту за интересными кадрами, настройте все, что можно настроить (перечень настроек зависит от вашей квалификации). Установите режим приоритета диафрагмы. Важно позаботиться об укорачивании выдержки до 1/250, что обеспечить вам четкие снимки, даже при вашем активном перемещении камеры из стороны в сторону. В камерах Nikon это можно сделать в настройке авто ISO. Установите диафрагму не шире F4 - F5,6 (это лишь моя рекомендация, пробуйте разные значения). Автофокус настройте на режим покадровой фокусировки по одной точке.

Правило №10 ОБОЗНАЧЬ СЕБЯ В КАДРЕ

 

Я на своих лекциях часто критикую обилие "себя любимого" в серии фотографий, которые вы привозите из поездок в отпуск. Однако, в последнее время я изменил свою позицию. Я вовсе не против обозначения себя в кадре. Если это делать с юмором, и/или оригинально, то пару таких снимков только украсят вашу историю. Вы можете сделать снимок от первого лица, т.е., снимите какую-то доступную часть себя, например ноги или руку, держа камеру одной рукой. Можно сфотографировать предметы, которыми вы только что пользовались. Используйте всевозможные отражения вас в стеклах, витринах, и т.п.

Смело используйте возможности смартфона: фотографируйте себя фронтальной камерой. Старайтесь уйти от банальности. Если вы путешествуете со спутником, придумайте какой нибудь сюжет и попросите его сфотографировать вас.

На этом я заканчиваю цикл статей, посвященных созданию истории в фотографиях в путешествии. Я рассказал вам о своих 10 правилах, которые сам применяю в поездках заграницу. Желаю вам интересных фотоисторий. Не только хорошо отдохните и наберитесь новых впечатлений, но и напишите свой оригинальный рассказ об этом. Ваши снимки будут еще много лет согревать вас теплом воспоминаний о прекрасно проведенном времени.