Держите скидку 10% на  1 и 2 курсы  

Статья о фундаментальных понятиях фотографии

Автор: Владимир Подкользин

Прежде всего вспомним классическое определение глубины резкости. Глубина резко изображаемого пространства — это расстояние между передней и задней границами резкости на снимке.

Глубиной резкости можно управлять с помощью следующих факторов.

 

  1. Чем шире мы отрываем диафрагму, тем меньше ГРИП и наоборот
  2. Чем шире угол зрения вашего объектива (фокусное расстояние), тем больше ГРИП и наоборот
  3. Чем ближе мы подходим к объекту съемки, тем меньше ГРИП и наоборот

 

Все эти факторы, работая вместе могут либо усиливать эффект, либо уменьшить его противодействуя друг другу.

 

На практике, глубина резкости обычно определяется «на глаз». И, если опытные фотографы успешно справляются с достижением нужной степени этого оптического эффекта, то новички часто ошибаются с правильным выбором ГРИП, необоснованно завышая или занижая ее. Особенно часто это происходит после покупки светосильного портретника. Я помню, что и сам увлекался съемкой на диафрагмой F1.4 портретником Nikkor AF-S 85mm 1:1.4.

 

Как точно и быстро определить ГРИП прямо на съемочной площадке? Это поможет сделать приложение для смартфона ГРИП. Установив это приложение, вы получаете возможность относительно точно посчитать размеры глубины резкости от точки фокусировки назад и вперед. Для этого нужно ввести лишь числовые значения факторов, влияющих на глубину резкости.

 

Рассмотрим реальную ситуацию: допустим, вы фотографируете пейзаж и вам необходимо получить резкий снимок по всему полю кадра, иными словами максимизировать ГРИП. Какие параметры экспозиции установить, на чем сфокусироваться – на все вопросы ответит приложение, если им правильно воспользоваться. Вот пошаговый алгоритм ваших действий:

 

Пример 1:

 

расчет ГРИП на основании диафрагмы и короткого фокусного расстояния.

 

1. Определите границы будущего кадра с помощью фокусного расстояния, допустим это будет 35мм. Выберите число фокусного расстояния 35мм из соответствующего списка значений программы.

 

2. Выберите диафрагму F11 из соответствующего списка значений программы

3. Посмотрите на расчетные значения, которые вам посчитала программа: гиперфокальное расстояние 3,64м; ближняя граница резкости 1,82м.  Эти данные следует понимать так: установите на камере диафрагму F11 и фокусное расстояние 35мм. Найдите предмет, расположенный на расстоянии от вас примерно 4 м (это и есть гиперфокальное расстояние, которое посчитала вам программа, определите его на глаз), сфокусируйтесь на предмете и зажмите кнопку фокусировки. Переместите камеру (в случае необходимости) таким образом, чтобы ближайший к вам объект находился на расстоянии не ближе 2м (ближняя расчетная граница резкости, в программе она обозначается «ближняя граница»). Нажмите кнопку спуска и сделайте снимок – ваш кадр будет резким от начала до самой далекой точки или до бесконечности.

 

4. Такой расчет позволит вам правильно скомпоновать пейзажный снимок таким образом, что вы можете расположить объекты пейзажа довольно близко к вам, что безусловно придаст снимку эффект присутствия.

Пример 2:

определение экспозиционных параметров для съемки пейзажей или городской среды телеобъективом.

 

1. Определите границы будущего кадра с помощью фокусного расстояния, допустим это будет 180мм. Выберите число фокусного расстояния 180мм из соответствующего списка значений программы.
Выберите диафрагму F11 из соответствующего списка значений программы

 

2. Посмотрите на расчетные значения, которые вам посчитала программа: гиперфокальное расстояние 95,6м; ближняя граница резкости 47,8м.  Эти данные следует понимать так: 

3. Установите на камере диафрагму F11 и фокусное расстояние 180мм. Найдите предмет, расположенный на расстоянии от вас приблизительно 95–100м (это и есть гиперфокальное расстояние, которое посчитала вам программа, определите его на глаз), сфокусируйтесь на нем и зажмите кнопку фокусировки. Переместите камеру таким образом, чтобы ближайший к вам объект находился на расстоянии не ближе примерно 50м (ближняя расчетная граница резкости). Нажмите кнопку спуска и сделайте снимок – ваш кадр будет резким от начала до самой далекой точки или до бесконечности.

 

4. Такой расчет позволит вам правильно скомпоновать снимок телеобъективом таким образом, что вы можете фотографировать далеко отстоящие от вас фрагменты пейзажа или городской среды, сохраняя резкость по всему полю кадра, что безусловно придаст снимку атмосферный эффект.

 

Вы можете варьировать число диафрагмы так, как вам нужно. F11 это рекомендательное значение.

 

Пример 3:

расчет протяженности резкой зоны (или ГРИП) в портретной съемке объективом 85мм.

 

1. Фокусное расстояние уже определено самим объективом, т.к. оно не можем меняться в фикс объективах. Выберем 85мм из списка значений фокусных расстояний в программе.

 

2. Обладание таким объективом часто наталкивает нас на желание установить максимально открытую диафрагму с целью получить эффект боке. Давайте посмотрим к чему это приведет: выберем F1.4 из списка диафрагм в программе.

 

3. Снимая поясной портрет, мы будем располагаться от модели на расстоянии примерно 3м. Выберем из списка значений дистанцию фокусировки – 3м.

4. Посмотрим на расчеты. Видим, что ГРИП = 10 см. Учитывая, что границы ГИРП плавные, мы получим в резкости только ближний к нам глаз, остальные же части лица будут значительно расфокусированы. Нужно ли нам это? Далеко не факт.

 

5. Давайте прикроем диафрагму на пару ступеней: выберем F2.8 из списка диафрагм в программе. ГРИП увеличилась в 2 раза и достигла 21см, что уже позволяет нам большую часть головы изобразить резко.

Варьируя дистанцией фокусировки и числом F вы сможете точно представить себе картину резкой зоны в портретной съемке, что позволит избежать технических ошибок, свойственных портретной фотографии на открытых диафрагмах. 

Автор: Владимир Подкользин