Установка правильной экспозиции в балетной съемке для получения наилучшего результата
Фото автора.
Съемка балета, как и другие специфические виды съемок, имеет свои особенности, обусловленные спецификой съемки. В этой статье мы рассмотрим ключевые аспекты экспозиции в театральной, и в частности, балетной фотографии: виды освещения сцены, выбор экспопараметров, оценка влияния экспозиции на результат. Правильная экспозиция помогает передать атмосферу спектакля, подчеркнуть актерскую выразительность и создать визуальное впечатление, соответствующее замыслу режиссера и воспинимаемое в зрительном зале.
Напомним определение экспозиции
Экспозиция, в практическом контексте — это термин, обозначающий процесс настройки камеры таким образом, чтобы кадр выглядел тонально сбалансированным, чётким и резким в определенной глубине пространства. Это достигается правильным выбором комбинации трёх основных элементов: выдержки, диафрагмы и ISO, что, собственноЮ и составляет экспозицию.
Общие рекомендации и настройки
Используйте ручной режим съемки («М») с автоматической настройкой чувствительности (ISO Auto). Если ваша камера поддерживает внесение поправки экспозиции непосредственно в ручном режиме (например, как у моделей Nikon), обязательно задействуйте эту функцию.
Ведите съемку с использованием монопода либо штатива, так вы избежите шевеленки, и у вас не устанут руки.
Оптимальная выдержка при фотосъемке театральной сцены зависит от динамики движения актеров: Театральные спектакли часто содержат активные элементы: танцы, быстрые перемещения артистов и их жестикуляцию. Чтобы избежать смазывания изображения и обеспечить четкое воспроизведение движений, рекомендуем придерживаться коротких выдержек. Каких именно?
Например:
—Для относительно статичных сцен или плавных движений артистов выдержка должна составлять 1/125 — 1/250. Такая скорость затвора гарантирует приемлемый результат даже при небольших перемещениях. —Если сцена насыщена быстрым движением (танец, бой), потребуется 1/320 — 1/500, чтобы зафиксировать наиболее мелкие детали.
Не укорачивайте выдержку без необходимости, ибо так вы поднимите и без того высокое ISO. Но и не удлиняйте ее, чтобы не получить смаз.
Виды театрального освещения и экспозиция
Это моя характеристика, и, скорее всего, она не совпадает с терминологией театральных осветителей. В.П.
Заливающее освещение
Этот тип освещения используют, когда на сцене много персонажей. Оно равномерно и ярко освещает всю сцену. Такое решение подходит для сцен с большим числом артистов одновременно.
Анализ освещения в примере: сцена равномерно залита светом, что создает яркую и насыщенную атмосферу. Однако декорации фона все же притемнены примерно на 0,5-1 EV, что позволяет сосредоточить внимание зрителя на солисте и кордебалете.
Настройки для этой сцены
Выдержка 1/320, F4, ISO 2800, поправка — 0EV.
Выдержка была установлена на указанное значение для того, чтобы зафиксировать без смаза динамичные прыжки солистки. Невысокое ISO, несмотря на укороченную выдержку и слегка прикрытую диафрагму, получилось таким ввиду достаточно яркого суммарного освещения сцены.
Локальный прожекторный свет
Такое освещение применяется для высвечивания главных героев во время сольных сцен, при которых солист освещается направленным светом театрального прожектора.
Анализ освещения в примере: сцена освещена так, что яркий прожекторный свет направлен на солистов, создавая драматический контраст примерно в 2-3 EV между ними и темным фоном. Сцена высококонтрастная, содержит много темных участков.
Настройки для этой сцены:
Выдержка 1/200; F3,6; ISO 2500; поправка — 2,3EV.
В этой сцене все движения плавные, поскольку исполняется адажио. Нет необходимости сильно укорачивать выдержку, значение 1/200 с. достаточно для получения четкого снимка без смазывания. Диафрагма широко открыта, так как задний фон сцены не требует резкости ввиду недостаточной освещенности да и отсутствия какой-либюо значащей информацц на нем. Высокая отрицательная поправка экспозиции вызвана значительным уровнем контрастности сцены и обширной темной областью в кадре.
Комбинация локального и заливающего освещения
Освещение создается с помощью общего заливающего света на авансцене и разделенного, слегка приглушенного света на заднике. Этот прием используется, когда на сцене, помимо главных героев, находятся статисты.
Анализ освещения на примере: Сцена полностью залита светом, что создает яркую и насыщенную атмосферу. При этом задний план освещается на 1,3 EV темнее, чем передний план, что позволяет выделить главных исполнителей и создать глубину сцены. Таким образом, задний план со статистами не теряет зрительское внимание, благодаря такому сценическому свету.
Настройки для этой сцены:
Выдержка 1/320; F3,2; ISO500/
Выдержка обусловлена необходимостью получения четкого изображения активно двигающихся артистов. Открытая диафрагма позволяет слегка размыть фон, акцентируя внимание на авансцене. ISO невысокое, тем не менее, оно достаточно благодаря общему хорошему освещению. Поправка экспозиции не нужна.
Тусклое цветное освещение
Освещение создается диммированными сценическим прожекторами, через цветной фильтр направленными на компактно расположенных участников действия, либо на одного-двух солистов. Такой тип освещения применятеся для создания драматической мистической атмосферы сцены.
Анализ освещения на примере: освещение сцены акцентировано на главной геротне и ее окружении, которые подсвечиваются тусклым цветным локальным прожекторным светом. Это создает атмосферу таинственности и драматизма, выделяя фигуру солистки на фоне. Задник практически не освещен, что позволяет сосредоточить внимание зрителя на главном исполнителе. Общее освещение низкоконтрастное, разница в яркости между локальным освещением героя и фоном составляет 2 EV. Это создает мягкий переход между освещенными и неосвещенными участками сцены. Общая освещенность сцены оцениваетка как темная.
Настройки для этой сцены:
Выдержка 1/320; F3,5; ISO10000.
Выдержка обусловлена необходимостью получения четкого изображения активно двигающихся артистов.Диафрагма открыта, так как отсутствует необходимость в резком изображении фона. Для поддержания необходимой тёмной тональности применена значительная отрицательная поправка экспозиции до −3EV. Из-за экстремально низкой освещённости сцены и сравнительно короткой выдержки, показатель ISO автоматически увеличился до значения 10 000, что вполне закономерно в таких условиях. Несмотря на повышение уровня цифрового шума, вызванного большим значением ISO, артефакты успешно подавлялись с использованием AI инструментов, встроенных в Lightroom.